Обеты: осмысление

Обеты: осмысление

Сообщение Адаменко Наталья 02 янв 2010, 12:35

Вопросы для членов братства «Трезвение»

Почему вы решили взять обеты?
С какими трудностями вы столкнулись, и какие пути их решения вы нашли?
Повлияло ли принятие обетов на участие в общинно-братской жизни?
Появились ли плоды духовной жизни?

Ответы: http://www.nepsis.ru/fraternity/nashiob ... obety.html
Аватара пользователя
Адаменко Наталья
 
Сообщения: 1374
Зарегистрирован: 11 дек 2008, 23:18
Откуда: Братство во имя новомучеников и исповедников Российских

Re: Обеты: осмысление

Сообщение Адаменко Наталья 12 мар 2010, 13:21

Обеты в христианстве: крещальные, монашеские, брачные

Александр Копировский

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф 11: 29–30) (здесь и далее – перевод Нового завета под ред. еп. Кассиана (Безобразова)).

Как выучиться смирению Христа? – Принятием Его ига на свои плечи. Но чтобы нести это иго, «сладкое» в устах, но во чреве – горькое (Откр 10: 9–10) достойно, нужны разные средства. В их числе – обеты.

Под словом «обет» обычно понимается данное Богу обещание какого-либо доброго дела, зависящего от свободной воли христианина (кого-то посетить, совершить паломничество, пожертвовать на что-то деньги и т.п.). Есть и обеты воздержания от дел сомнительных, а то и прямо греховных (например, воздержание человека, страдающего недугом пьянства, от употребления алкоголя и т.п.). Но бывают и обеты воздержания от вещей даже не просто дозволенных, но и благословленных Богом.

Слово «обет», «обеты» (ед. число -נֵדֶר, נֶדֶר, недер; множ. число – נְדָרִים, недарим;) много раз употребляется в Библии. Первый раз – в книге Бытия, в рассказе о праотце Иакове, когда он в надежде, что Бог сохранит его в пути, обещает Богу десятую часть всего, что Бог дал ему (Быт 28: 20–22). Обещает свободно, сам, без «подсказок» и, тем более, требований со стороны Бога. В том же смысле слово «обет» употребляется при описании многих ветхозаветных событий (например, Иеффай дает обет в случае победы над врагами Израиля принести в жертву Богу то, что выйдет ему навстречу из ворот его дома – и исполняет его, несмотря на то, что первой к нему выходит собственная дочь (Суд 11: 30–31), так же дает обет Анна, обещая отдать в дар (на служение) Богу своего сына Самуила (1 Цар 1: 11) и др.). Известны и таинственные обеты назорейства – посвящения человеком Богу самого себя (правда, на время), что внешне выражалось в отказе от любого виноградного плода, в первую очередь – вина, от стрижки волос и прикосновения к мертвому телу, даже если это самый близкий родственник (Чис 6: 2–8).
Продолжение на 4-х страницах: http://www.nepsis.ru/fraternity/reports ... nstve.html
Аватара пользователя
Адаменко Наталья
 
Сообщения: 1374
Зарегистрирован: 11 дек 2008, 23:18
Откуда: Братство во имя новомучеников и исповедников Российских

Re: Обеты: осмысление

Сообщение Адаменко Наталья 12 мар 2010, 13:22

Обновлённое видение традиционных иноческих обетов препмч. Марией (Скобцовой)

Лидия Крошкина

Еще до принятия монашества мать Мария много размышляла об иночестве в новых условиях ХХ века, которые она связывала с окончанием Константиновского периода. Она считала, что обеты, которые принимает монах при пострижении, – это то, чем определяется иноческая жизнь, всё остальное – временно и имеет относительную ценность. Обетов этих три: послушание, целомудрие и нестяжание. Подлинное монашество существует только при условии их исполнения. Однако традиционные обеты для современного человека требуют обновленного видения. Особое внимание мать Мария концентрирует на переосмыслении обетов послушания и нестяжания.
Продолжение тут: http://www.nepsis.ru/fraternity/reports ... obety.html

Очень интересно, рекомендую.
Аватара пользователя
Адаменко Наталья
 
Сообщения: 1374
Зарегистрирован: 11 дек 2008, 23:18
Откуда: Братство во имя новомучеников и исповедников Российских

Re: Обеты: осмысление

Сообщение Ника Кашапова 20 апр 2010, 14:59

Я взяла 3 обета: Иисусова молитва, Анафора, воздержание от алкоголя. Что дали мне обеты? В прямом смысле слова спасли жизнь. Как духовную, так и физическую. Именно дав Богу обещание воздерживаться от алкоголя, а также не покупать, не давать денег на алкоголь и всякую химию, я уберегла себя от больших ошибок, но, конечно, не без падений. Я осознала свою немощь и не умение молиться, а Иисусова молитва помогла мне «выползти» назад, на свет Божий. На тот период, кроме «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешную» я ничего не могла говорить. Если представлять образно, то Иисусова молитва стала для меня лестницей, по которой я карабкаюсь вверх. Иногда я скатываюсь, но помня о том, что за моими плечами обет, я вновь и вновь встаю на эту Лестницу и иду. Господь, по милости своей, не дает падать слишком низко.
Анафора: честно говоря, я сперва не могла понять, зачем надо учить анафору? Что в ней такого. И долгое время не могла себя заставить ее выучить. Но когда сроки все вышли, а совесть не дает спокойно существовать, я взялась за нее. И для меня просто свершилось чудо. Я мало того поняла необходимость (причем принципиальную необходимость) учения анафоры, так я ее выучила с легкостью (к сожалению, пока с подглядываниями). Во-первых, вся анафора состоит из благодарения. А слова «дабы были мы причащающимися для трезвения души и прощения грехов» открылись для меня по- новому. И я хотела бы отметить, что принципиально важно знать анафору наизусть. Потому что, уча ее, каждое слово отпечатывается в сердце, в душе, в уме, и это трезвит. Тогда ты понимаешь всю ответственность происходящего на Литургии. Отсюда чувство благодарности Богу, а следствие этого, покаяние. Как говорилось недавно на докладе – новое покаяние. Созерцание себя в свете Христа. И понимаешь, насколько ОН милостив, и даже МНОГОмилостив, что подарил нам Жизнь. После этого для меня Литургия открылась в новом свете! И у меня появилась просто уникальная возможность быть целостным и полноценным участником Евхаристии (благодарения). Как-то одна сестра, взявшая обет, сказала, что она каждый день читает, в надежде, что таким образом запомнит. Но я считаю, что тут надо именно учить. Есть плачевный опыт. Н-р, с детства Символ Веры, от частого повторения, просто засел у меня в уме. И в один из дней я с ужасом поняла, что я знаю Символ Веры всего лишь по инерции, т.е. в любой момент я могу ее забыть, потому что я не учила наизусть, не прикладывала усилия. Так и анафора. Уповать на то, что от частого чтения она каким-то фантастическим образом окажется в памяти – немного глупо, потому что просто так ничего не бывает. Для духовного роста нужно прикладывать усилия. Несмотря на то, что не учиться, надо учить и учить. А Господь уже Сам все сделает. И награда больше будет за нереальный труд и усилия. За доверие Богу, и за признание своей немощи перед Ним.
Что касается алкоголя. С детства росла в строгой кавказкой семье, где мало того алкоголь не употребляли, так даже и не говорили. Да и в студенческие годы, когда в меня пытались залить эту гадость, она тут же выходила обратно, поэтому в этом плане данный обет мне дался легко, но отчасти. Сама-то я не пью, а вот что же делать, с теми близкими, которые пьют? И которые просят деньги на эту химию. И тут меня спас обет. Для меня было принципиально важным, что я дала обещание Богу. Пару раз, я, конечно, оступалась, под страхом смерти, но когда поняла, что это болото, и что я могу погибнуть и погубить, включились «тормоза», под названием «обет».
Обет с двух разовым питанием я не решилась взять, ссылаясь на желудок. Но перед великим постом, чтобы мне было чем пожертвовать, взяла благословение на двух разовое питание. Сперва было сложно. Но после того как пост прошел, я помню, как в день Пасхи я поела более 2 раз. И как же меня мучила совесть! Как-будто я делаю что-то не то. И тогда я взяла благословение еще раз, потому что посчитала, что достигнутый труд во время поста – пускать на самотек - жалко. Раз приобрела навык, надо его качественно улучшать! С двух разовым питанием у меня появились границы. Обет и ужин. И самое главное, инерция по хватанию абы чего – потихоньку угасает. Остается больше времени для многих других нужных дел. И не надо думать о желудке, о насыщении пищей. И это здорово!
Я благодарю братство «Трезвение» за предоставленную возможность трезвить-ся. Для меня это очень важно, потому что обещав Богу добрую совесть, без таких столпов очень трудно. Еще раз образно. Обеты – это кочки в болоте, по которым ты перепрыгиваешь болото мира сего…
Аватара пользователя
Ника Кашапова
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 21 авг 2009, 00:00
Откуда: Богоявленское братство г.Коломна

Re: Обеты: осмысление

Сообщение Адаменко Наталья 20 апр 2010, 18:41

Обеты – это кочки в болоте, по которым ты перепрыгиваешь болото мира сего…

Или крепкая стена, за которую можно спрятаться и переждать искушение! :)
Аватара пользователя
Адаменко Наталья
 
Сообщения: 1374
Зарегистрирован: 11 дек 2008, 23:18
Откуда: Братство во имя новомучеников и исповедников Российских

Re: Обеты: осмысление

Сообщение Ника Кашапова 20 апр 2010, 22:15

Аминь!!!
хорошая идея, спасибо!!
можно будет дальше осмысливать эту стену в контексте обетов:-)
Аватара пользователя
Ника Кашапова
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 21 авг 2009, 00:00
Откуда: Богоявленское братство г.Коломна

Re: Обеты: осмысление

Сообщение Адаменко Наталья 02 сен 2010, 21:41

Опыт принесения обетов в церковных движениях и общинах ХХ в.

Лариса Мусина

Для оценки опыта принесения обетов в церковных движениях и общинах ХХ в. нужно учитывать исторический и духовный контекст, в котором эти движения возникали. Понимание проблем и вызовов времени, на которые они отвечали, позволяет оценивать мотивы и цели, стоявшие за принесением обетов, и даже различать некоторую их типологию. В начале ХХ в. (и еще раньше – в конце XIX в.) в России появилось немалое число церковных движений, общин и братств. Их вызвало к жизни стремление к церковному возрождению, которое появилось и все больше набирало силу в Русской церкви. Это движение захватило многих верующих – священников и иерархов, а также мирян – профессоров духовных учебных заведений и университетов и не только, в церковь возвращалась интеллигенция, молодежь, что предвещало возможность настоящего возрождения соборности. Было впечатление, как писал свящ. Анатолий Жураковский, что мы находимся «накануне весны подлинного рассвета церковной жизни», накануне творческого сдвига в ней, «веяние которого мы все ощущаем уже радостным сердцем»[1]. Прежде всего, нужно сказать об общинах, появлявшихся в результате поиска людьми пути воплощения Евангелия в своей личной христианской жизни. Стремление к реальному воцерковлению собственной жизни объединяет христиан, которых удается пробудить и собрать своим личным горением таким людям, как московский протоиерей Алексей Мечёв, настоятель церкви свт. Николая в Клениках, собравший покаяльную [2] общину-семью ревностных верующих, или мирянин Н.Н. Неплюев, создатель Крестовоздвиженского трудового братства в Черниговской губернии. Эти устремления нарастают, в том числе под влиянием общего подъема общественной жизни в России, а также процессов внутри церкви, приведших к созыву в 1917–18 гг. уникального для нашей истории Поместного собора Православной Российской церкви. Общин и братств становится еще больше в 1920-е годы, и здесь мы, конечно, должны вспомнить киевские общины, связанные с именами свящ. Анатолия Жураковского, архим. Спиридона (Кислякова) и семьи Глаголевых; можно назвать маленькую общину московской молодежи В.П. Савельева (впоследствии архим. Сергия) и другие. Наверное, историки откроют нам в будущем еще новые имена, хотя многое мы, конечно, уже никогда не узнаем, поскольку страшные гонения на церковь в не поддающемся осмыслению масштабе уничтожили и людей, и документы, так что по оставшимся осколкам удастся узнать далеко не все[3]. С точки зрения нашей темы, жизнь таких общин и братств означала актуализацию крещальных обетов, которые для большинства крещеных в младенчестве православных граждан России не только не являлись обетами, но часто вообще слабо помнились. Принципы жизни общин и братств заставляли вспоминать и исполнять крещальные обеты, конкретизируя их в виде списка обещаний, которые человек давал, вступая в эти объединения. Целью было раскрыть человеку, что он должен в своей жизни исполнять (и от чего решительно отвращаться), раз он пообещал в крещении отречься от сатаны и жить перед Богом в доброй совести. В таких обетах заново звучало обещание жить по вере, согласуясь с волей Божьей, и служить Богу и Церкви.
Вся статья: http://www.nepsis.ru/fraternity/reports ... -20-v.html
Аватара пользователя
Адаменко Наталья
 
Сообщения: 1374
Зарегистрирован: 11 дек 2008, 23:18
Откуда: Братство во имя новомучеников и исповедников Российских


Вернуться в Братство "Трезвение"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron