Филон Александрийский. О пьянстве

Филон Александрийский. О пьянстве

Сообщение Адаменко Наталья 28 фев 2013, 11:09

Вступительная статья, перевод с греческого и комментарии Д.Е. Афиногенова

Трактат знаменитого иудейско-эллинистического философа Филона Александрийского в оригинале озаглавлен таким образом, что перевод «Об опьянении» на первый взгляд кажется предпочтительным. И в самом деле, предметом экзегезы здесь выступает знаменитое опьянение Ноя (Быт 9:21 сл.). Тем не менее, в дальнейшем Филон, применяя свой обычный аллегорический метод (и, несомненно, пользуясь двойственностью значений греческого слова (μέθη), говорит уже не об опьянении как о сиюминутном состоянии, но о пьянстве как о некоем устойчивом пороке, который, в свою очередь, служит у него скорее метафорой для описания злоключений души, не познавшей истинного логоса. Это небольшое произведение, русский перевод которого публикуется, насколько нам известно, впервые, представляет особый интерес главным образом с двух точек зрения. Для историков философии и богословов чрезвычайно важны те достаточно пространные рассуждения Филона (гл. 167–202), где он обосновывает необходимость веры в Бога недостоверностью той информации, которую человек может получить с помощью чувственного восприятия. В частности, александрийский философ использует восемь из десяти так называемых «тропов» Энесидема (I в. до н.э.?) (Diog. Laert. IX. 79–88), заложивших основу позднего скептицизма. Впоследствии, как известно, христианские богословы будут охотно прибегать к доводам скептиков, чтобы доказать несостоятельность языческой философии. Кроме того, хотя Филон редко снисходит до прямого обличения бытовых пороков, он приводит довольно много конкретных сведений о том, что, как, из чего и с кем пили его современники-александрийцы. К примеру, перечисление разновидностей сосудов в гл. 221 или сортов вина в гл. 218 имеет несомненную историческую ценность.

Сравнение линий рассуждения, намеченных в вводной части, с самим текстом трактата наводит на мысль, что он остался незаконченным. Это подтверждается и заголовком, имеющимся в рукописях, где фигурируют слова «книга первая», в то время как никаких других книг не обнаруживается. Вполне завершенной можно считать лишь тему «болтливости и безрассудства», которой посвящены гл. 11–153, тогда как «радость» и «нагота» вообще остались без рассмотрения. Однако и в таком виде трактат «О пьянстве» – один из самых динамичных и даже, если так можно выразиться, увлекательных трактатов Филона.

Перевод выполнен по изданию: Les œuvres de Philon d’Alexandrie. 11–12: De ebrietate; De sobrietate / ed. J. Gorez, P., 1962. в основном. Библейские цитаты даны в синодальном переводе, однако поскольку текст, которым пользовался Филон, существенно отличался от оригинала этого перевода, возможны значительные расхождения с русской Библией.
О пьянстве книга первая[1]
Всегда ли пьянство от вина[2]

То, что о пьянстве говорили другие философы, мы, насколько возможно, изложили в предыдущей книге, а теперь посмотрим, что думает о нем великий и мудрый во всем Законодатель. (2) Ибо во многих местах своих законоположений он упоминает вино и порождающее вино растение, виноград, – и одним позволяет пить, а другим не разрешает, и иногда одним и тем же предписывает противоположные вещи, употреблять и не употреблять вино. Таковы, например, давшие великий обет (Числ 6:2–3) и служащие левиты, которым запрещено употреблять вино (Лев 10:9), – а пьющих вино множество среди тех, кем он особо восхищается за добродетель. (3) Но прежде чем начать говорить об этих вещах, нужно уточнить то, что будет служить их обоснованием. А это, я полагаю, вот что. (4) Моисей считает вино символом не чего-то одного, а многого: болтливости и безрассудства, полного нечувствия, неутолимой ненасытности и неудовлетворимого вожделения, и всеобъемлющей радости, и проявляющейся во всем перечисленном наготы, в которой, как сказано, пребывал опьяневший Ной.

Итак, сказано, что все это делает вино.

Но множество людей, и не пробовавших вина, полагая, будто трезвы, впадают в такие же состояния, и можно видеть, как одни из них безумствуют и несут вздор, другие охвачены совершенным нечувствием, иные же никогда не насыщаются, но вечно жаждут недостижимого из-за отсутствия знания, иные ликуют и радуются, а некоторые поистине обнажаются.
Проявления пьянства

Итак, причина болтливости – предосудительная невоспитанность (α̉παιδευσία) (я имею в виду не неимение образования, а отчуждение от него); нечувствия же – злоумышленное и увечное незнание, ненасытности – вожделение, самая тяжкая страсть души, а радости – приобретение добродетели и пользование ею. Причин же наготы много – незнание противоположностей, незлобие и простодушие нрава, истина как сила, совлекающая покрывало с потаенных вещей и обнажающая попеременно то добродетель, то порок. (7) Ибо одновременно их нельзя ни снять, ни надеть, но, сбросив одно, обязательно берешь и облачаешься во второе. (8) Ибо как наслаждение и боль, по природе противоположные, Бог, по древнему речению, поместил на одной вершине и сделал так, чтобы обе они ощущались не одновременно, но перемежающимися промежутками, постановив, что когда одна изгоняется, то ее противоположность возвращается, – вот так от одного корня главенствующего начала произросли два побега, не цветущие и не плодоносящие одновременно, (9) потому что когда один теряет листья и чахнет, противоположный начинает подниматься и облекаться кроной, так что представляется, будто каждый из них увядает, негодуя на благополучие другого. По этой причине выход Иакова весьма естественно представлен как вход Исава. Сказано ведь: «Как только вышел Иаков... Исав, брат его, пришел» (Быт 27:30). (10) Ибо пока в душе пребывает и обретается разумение (φροντσίς), всякий сотоварищ неразумия стрелами прогоняется прочь, – а когда разумение уходит, тот радостно возвращается, поскольку его враг и недоброжелатель, из-за которого он был изгнан и отвержен, уже не живет в том же месте.

Итак, в качестве вступления к сочинению было сказано достаточно, а доказательства каждого положения мы представим дальше, начав первое разъяснение с самого первого.

Мы, стало быть, сказали, что невоспитанность есть причина болтливости и греха, как для множества неразумных – вино. (12) Ибо невоспитанность есть, по правде говоря, среди прегрешений души изначальное зло. От нее истекают житейские дела, словно из источника, который вовсе никогда и ни для кого не изливает питьевую и целебную воду, но соленую, причиняющую пьющим болезни и тление. (13) Посему Законодатель жесток к неотесанным и невоспитанным (αναγωγόν καί α̉παίδευτον) так, как, наверное, ни к кому другому. И вот свидетельство: кто суть союзники скорее по природе, нежели по привычке, и у людей, и у других видов живых существ? Но даже сумасшедший не назовет кого-то иного помимо родителей, ибо сотворившее всегда естественно и без научения заботится о сотворенном и всегда печется о его спасении и пребывании. (14) И вот по природе являющихся союзниками он постарался перевести в разряд врагов. Тех, кто должен был бы защищать, отца и мать, он выставил обвинителями, чтобы [детей] губили те, кому естественно было бы спасать. Ибо он говорит: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и матери, и они наказывали его, но он не слушает их, то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания. И скажут жителям города своего: “Сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница”. И жители города его пусть побьют его камнями, и истреби зло из среды себя» (Втор 21: 18–21).

Итак, обвинения исчисляются четырьмя: непослушание, буйство (ε̉ρεθίσμος), мотовство (ει̉σφορά) и пьянство. Самое же большое – последнее, выросшее из первого непослушания. Ибо душа, начав бунтовать и пройдя через буйство и раздор, приходит к последнему пределу, пьянству, причине исступления и безумия. Но необходимо рассмотреть смысл каждого из обвинений, начав с первого.
Читать далее: http://nepsis.ru/zavisimosti/alkogolizm ... nstve.html
Аватара пользователя
Адаменко Наталья
 
Сообщения: 1374
Зарегистрирован: 11 дек 2008, 23:18
Откуда: Братство во имя новомучеников и исповедников Российских

Вернуться в Братство "Трезвение"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron